Блог

Интервью Григория Зобенко журналу «Киномеханик»

Интервью Григория Зобенко журналу «Киномеханик»

Компания Нева-Свет много лет сотрудничает с журналом «Киномеханик». В 2021 году в номере 3 появилось интервью с нашим директором – Григорием Зобенко.

Григорий, компания «Нева-Свет» известна как самая креативная компания в области освещения и дизайнерских светильников для кинотеатров. Откуда вы черпаете вдохновение? Что позволяет вам держаться на «пике моды»?

Тренды в дизайне освещения постоянно обновляются. С появлением светодиодов стали возможны самые необычные проекты.

Сегодня светодиод самый гибкий в применении источник света, его можно интегрировать практически в любые формы. Сильная сторона нашей компании в том, что мы умеем воплощать самые дерзкие задумки дизайнеров. Масштаб идеи не имеет значения. Гигантские икосаэдры в фойе кинотеатра или миниатюрные светильники в подступенки – «Нева-Свет» бесстрашно берется за любой проект.

Мы работаем командой: вместе придумываем, «брейнштормим», набрасываем идеи и варианты. Если мы «загораемся» задумкой дизайнера, можем буквально ночей не спать – уж такова переменчивая природа вдохновения. С годами скорость работы увеличивается, но случаются и такие проекты, для реализации которых продвигаться лучше медленно и осмотрительно.

Не отставать от модных тенденций помогает постоянный мониторинг новинок оборудования. Мы стараемся идти в ногу со временем и применять передовые технологии для своих разработок.

Известно, что «театр начинается с вешалки», а вот магия кино совершенно точно невозможна без света. Освещение в кинозале может обострить восприятие зрителей, тем самым умножая положительные эмоции. В этом искусстве всегда есть место для экспериментов и поисков. Так что скучать не приходится, ведь в мире еще столько кинотеатров, которые не успели посотрудничать с компанией «Нева-Свет»!

Знаем, что во время вынужденного карантина вы не сидели сложа руки, а провели тотальный ребрендинг. Каких направлений деятельности компании коснулись обновления?

Карантин поставил на паузу многие проекты, фокус внимания сместился в онлайн. И у нас появилось время задуматься о том, как представлен в сети наш бренд. Оказалось, что хорошо делать свою работу в сфере визуального оформления недостаточно, нужно еще и информацию о собственном продукте представлять выразительно и ярко. Уже год мы сотрудничаем с талантливым графическим дизайнером и редактором Мариной Малышевой. Во время карантина все наши идеи о фирменном стиле компании просто сконденсировались в единый образ – новый логотип, цвета, оформление для социальных сетей и полиграфии.

Безусловно, претерпевает изменения и дизайн изделий «Нева-Свет». Но революции мы предпочитаем эволюцию. Постепенное, плавное совершенствование – таков наш почерк.

Расскажите о портфеле продукции, которую вы выпускаете для кинотеатров?

Наш основной продукт – профиль для подсветки ступеней. За 8 лет существования компании «Нева-Свет» мы разработали и внедрили четыре фильеры. Каждый новый профиль был лучше прежнего. Последняя версия Kinoled IP вобрала в себя все лучшие качества предыдущих моделей.

Наш профиль абсолютно не боится влаги. В качестве подтверждения, я лично принимал участие в создании фотосессии под водой. Из нас двоих сухим из воды вышел только Kinoled. Это свойство профиля стало серьезным аргументом в пользу нашей продукции. И дело даже не столько в пролитых напитках, сколько в работе клининговых компаний. Замена перегоревших ступеней всегда связана с большими трудностями. Поэтому профиль, который способен выстоять под натиском самых агрессивных способов чистки в кинозалах, существенно облегчает жизнь инженерам кинотеатра.

В дополнение к Kinoled IP мы предлагаем различные виды подсветки для номеров ряда, в том числе, встраиваемые в сам профиль, а также киномаркеры и киноплинтусы для освещения проходов.

Наши самые ходовые светильники для кинотеатров: «Кинолуна», «Киноквадро», «Кинобра СП» и их модификации. Отдельно хочется отметить, что мы используем систему DMX, позволяющую создавать особый световой рисунок в помещении и адаптировать управление под кинопроектор или сервер кинопоказа. В функции системы могут быть добавлены: плавное включение и выключение света, динамическое управление освещенностью группы светильников, а также изменение цвета. Это целая палитра для создания световых эффектов и анимации, которые всегда производят впечатление на посетителей кинотеатра.

В нашем портфолио – сотни кинотеатров по всей стране и за ее пределами. Каждый проект создается и просчитывается индивидуально. Мы подробно знакомим клиента с возможностями и особенностями нашей продукции, подбирая тот вариант, который окажется наиболее эффективным и отвечающим запросу.

Когда зритель приходит в кинотеатр, он, в первую очередь, попадает в фойе. Каковы особенности освещения этой зоны? Что необходимо учитывать при создании атмосферы в фойе?

Фойе в каком-то смысле напоминает зал прилета. Вы оказываетесь на новой территории, где вот-вот произойдет встреча с чем-то чудесным. Именно поэтому очень важно создать дружелюбную, располагающую атмосферу, в которой посетителю было бы приятно находиться. И для этого есть проверенный способ – цитировать и ссылаться на культовые произведения киноискусства.

Дизайн фойе может быть похож на борт космической станции, палубу пиратского корабля или фантастический лес со светящимися лианами. Но и классика, как ни странно, всегда будет в моде – винтажные лампочки, псевдонеоновые вывески, стилизация под ретро. Современные нормы освещенности позволяют обыгрывать пространство фойе достаточно свободно. Свет может быть как насыщенным и ярким, так и умиротворяющим и приглушенным, а с помощью акцентной подсветки можно сфокусировать внимание посетителя на отдельных зонах. Дальше – дело за концепцией, основной идеей кинотеатра. Важно знать, что светильники для фойе должны обладать противопожарными свойствами.

Если мы будем продвигаться вслед за зрителем, то затем попадем в кинобар. Имеет ли освещение зоны общепита в кинотеатре свои особенности?

Требования к освещенности в зонах общепита несколько строже, чем в фойе. Это касается, в первую очередь, посадочных мест. Однако, фантазии есть где развернуться – в ход могут идти акцентные светильники, люстры, даунлайты.

Существует негласная задача – сфокусировать внимание посетителей на барной стойке. С этим неплохо справляются дразнящие ароматы, однако эта зона должна манить и визуально. Чаще всего дизайнеры используют теплые цвета – красный, оранжевый, желтый. С одной стороны, это достаточно сильная ассоциативная привязка к известным продуктам и пищевым брендам, а с другой – эти цвета стимулируют аппетит. Поэтому в клубах или барах, где не предполагается наличие кухни, освещение, как правило, выполнено в холодных тонах.

В ресторанах, кафе, столовых и кинотеатрах, напротив, используются теплые оттенки света и деталей интерьера, ведь в уютной атмосфере посетитель расслабляется и наверня- ка захочет задержаться подольше.

Наконец мы добрались до кинозала. Что здесь необходимо предусмотреть?

В дизайне интерьера для кинозалов возможны любые интерпретации. Стилистически зал может стать продолжением фойе, а может тематически отличаться. Однако в том, что касается освещения, существуют негласные правила, которым необходимо следовать.

Они связаны, в первую очередь, с безопасностью зрителей. Это означает, что все проходы и коридоры должны быть подсвечены так, чтобы передвижение по слабо освещенным зонам было максимально комфортным. Для решения этих задач мы предлагаем использовать профиль для подсветки ступеней Kinoled IP, «Киноплинтусы» и «Кинормаркеры» производства компании «Нева-Свет».

Другое негласное правило, которого стараются придерживаться кинотеатры – использование диммируемого освещения, то есть светильников с плавным включением и выключением света. Это не просто красивый спецэффект, а опция, позволяющая нашему зрению адаптироваться к разнице освещения.

Для комфортного передвижения зрителя по залу вполне достаточно подсвеченных ступеней, плинтусов и маркеров, однако этого мало для комфортной работы клининговых компаний. Именно поэтому в зале должно присутствовать дополнительное освещение.
И, конечно, важнейший аспект в вопросе безопасности зрителей – таблички с указателями эвакуационного выхода. Нередко используются также и аварийные светильники на аккумуляторах, которые продолжают работать даже в случае отключения электроэнергии.

На прошлогодней выставке «Кино Экспо» вы представили новый продукт – цветодинамическую подсветку в кинозале. Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.
Мы много экспериментируем с дизайном в кинотеатрах. Со временем возникло желание сделать световой рисунок более живым, в прямом и переносном смысле. И это стало воз- можно благодаря технологии цветодинамической подсветки. Фокус достаточно прост: в зале устанавливается большое количество светильников, они разбиваются на группы, а далее каждая группа получает индивидуальный адрес и управляется специальным контроллером по протоколу DMX. Таким образом, мы получаем возможность создания световой анимации, и зал оживает. С таким инструментом возможны самые дерзкие эксперименты в плане дизайна. И зритель точно не останется равнодушным, ведь пространство кинозала становится своего рода светящимся преддверием в чудесный мир кино.

Подсветка ступеней в кинозале. Один из наиболее важных аспектов освещения аудитории для просмотра фильмов. Какие нюансы необходимо рассмотреть здесь?

В первую очередь, подсветка ступеней не должна мешать просмотру кинофильмов. Сейчас в кинотеатрах используют сверхчувствительные серебряные экраны и появилось такое понятие как «паразитная засветка экрана». Причин такой засветки, как правило, две: эвакуационные таблички и ступени. С табличками каждый кинотеатр решает вопрос по-своему. Что касается ступеней, свечение должно быть на границе светимости. 
Кажется, будто ступень вовсе не светится, но при этом, ее видно. Для нашего профиля Kinoled IP мы добились идеальной полоски света. Она равномерная, на пороге светимости, а регулировкой яркости свечения легко управлять.

Мы много экспериментировали, прежде чем прийти к такому результату: подсвечивали подступенок, меняли угол и направление освещения. Оказалось, что наименее травмоопасная подсветка – полоска на сгибе ступени. Наше исследование показало, что если порог не освещается, а светится только подступенок, или же полоска света смещена на пару сантиметров ниже сгиба, то в 90% случаев люди начинают спотыкаться.
Подсветка подступенка иногда применяется в декоративных или рекламных целях.
У нашего профиля Kinoled IP есть такая опция – на него можно нанести дополнительную информацию. Однако мы всегда предупреждаем, что в кинозале принципиально использовать первостепенно подсветку порога, а уже остальные варианты – только как дополнение.

Так как основная «фишка» вашей компании – создание дизайнерских светильников, то возникает аналогичный вопрос про профиль «Кинолед». Для всех кинозалов вы предлагаете стандартные отработанные решения или можете изготовить оригинальный профиль, следуя пожеланиям заказчика?

Кастомизация – один из трендов, которого «Нева-Свет» придерживается. Поэтому профиль Kinoled предоставляет достаточно широкий спектр возможностей для творческих экспериментов заказчика. Мы можем окрасить профиль в любой цвет, подобрать оригинальный цвет свечения или предложить вариант с динамическим освещением, то есть с простейшей анимацией. Вдобавок, совсем недавно мы освоили технологию создания радиусных ступеней. Это стало идеальным решением для объекта, на котором в принципе нет прямых углов – в новом планетарии Санкт-Петербурга.

А как собственно появилось название «Кинолед»? Почему именно «лед»?

Все очень просто! «Кино» – это образ нашей «целевой аудитории», а «лед» – это аббревиатура слова «светодиод», в кириллице (от англ. LED – Light Emitting Diode).

В каких объектах, помимо профессиональных кинотеатров, могут использоваться ваши светильники?

У нас есть несколько направлений, которые мы развиваем с той же интенсивностью, что и кинотеатры. Например, мы делаем дизайнерские светильники для фойе торговых центров, для ресторанов и частных интерьеров.

Особым спросом пользуется наш уникальный продукт – Ledlogo. Это светодиодная вывеска, безопасный аналог неоновой. Без использования токсичных газов, громоздких подложек и хрупких стеклянных трубок. Ledlogo позволяет создавать сложные декоративные элементы – надписи. 

Такие вывески у нас уже заказывали рестораны, магазины, хостелы. Но совсем недавно светящаяся надпись Just forward появилась в домашнем интерьере подающего надежды хоккеиста.

Конструкция Ledlogo прочная и удобна в эксплуатации. В случае механического повреждения – нет никакой опасности. А еще Ledlogo – это идеальное соотношение цены и качества, позволяющее реализовать самые смелые дизайнерские решения.

Ну и последний вопрос. Расскажите о планах компании на будущее.

Мы постоянно расширяем нашу географию и надеемся на дальнейшую творческую экспансию.

В нашем офисе есть карта, где мы отмечаем флажками наши выполненные объекты. Россия усеяна флажками от Калининграда до Владивостока. Мы уже работаем с Казахстаном, Белоруссией, Азербайджаном, но постоянно стремимся к новым гори- зонтам. Мы хотим стать лучшей компанией по оснащению интерьерным световым оборудованием действительно крупных объектов – торговых центров, арен, стадионов. И такие проекты уже стали появляться в нашем портфолио. Например, в этом году в Петропавловске-Камчатском открылся РТЦ «Фамилион», где все освещение было создано компанией «Нева-Свет»: дизайнерские люстры, четырехметровые колонны-светильники, типовые светильники, дежурное и аварийное освещение.

Если резюмировать и описать одним словом вектор нашего развития, то лучше всего подойдет определение «амбициозный». Эта энергия движет нас вперед, к новым видам сотрудничества и сотворчества.
- - -
Журнал Киномеханик 2021
Фото: Ирина Богатырева
Редактор: Марина Малышева

статьи